Патологические процессы шейки матки – самая распространенная проблема женщин репродуктивного возраста. Диагноз «эрозия шейки матки» ставят каждой третьей девушке при осмотре у врача. Одна из причин высокой частоты патологии – несвоевременные профилактические осмотры у гинеколога. Нужно помнить о визите к доктору не менее двух раз в год.

Что такое эрозия шейки матки?

Эрозия – это патологический процесс, который развивается на слизистой оболочке влагалищной части шейки и представлен изъязвлением различных размеров. Глубина и размер эрозии зависит от вида, запущенности, давности заболевания.

Причины развития эрозии

Развитию патологии способствует множество причин, но основными врачи считают:

• нарушения гормонального фона, связанные с патологиями желез внутренней секреции – яичников, щитовидной железы, надпочечников, гипофиза;
  • нарушения менструального цикла;
  • сбои в работе иммунной системы;
  • раннее начало половой жизни, аборты, роды в возрасте моложе 18 лет;
  • воспалительные заболевания мочеполовой сферы (особенно их неправильное лечение либо его длительное отсутствие);
  • механические повреждения во время родов, операций;
  • неумелое обращение со средствами контрацепции, неправильное спринцевание, занятие грубым сексом;
  • бактериальные и вирусные инфекции;
  • частая смена половых партнеров;
  • наследственная предрасположенность;
  • пренебрежение правилами личной гигиены.

Симптомы эрозии шейки матки

При этой патологии пациентки редко предъявляют какие-либо характерные жалобы, что усложняет раннюю диагностику. По мере развития процесса, увеличения размеров эрозии может возникнуть характерная симптоматика:

• выделения кровянистого или гнойного характера, возникающие после полового акта либо между менструациями;
  • длительная болезненная менструация;
  • обильные выделения из влагалища с неприятным запахом;
  • боль внизу живота, усиливающаяся при мочеиспускании, физической нагрузке.

Для постановки диагноза и назначения лечения врачу необходимо определить тип эрозии.

Типы эрозии шейки матки:

• Истинная – результат травмирования после абортов, родов, во время полового акта. Представлена язвой слизистой оболочки, которая время от времени кровоточит. Требует немедленного лечения.
  • Ложная (псевдоэрозия) – небольшое пятно красного цвета, которое визуально определяется при гинекологическом осмотре в зеркалах. Возникает в результате гормональных нарушений. По своей природе это смещение границы эпителия цервикального канала в сторону влагалища. Часто требует лишь регулярного наблюдения.

Диагностика и лечение

Для квалифицированного врача-гинеколога определение патологии не составляет труда. Классического гинекологического осмотра порой достаточно, чтобы выявить признаки эрозивного поражения шейки. Определение типа эрозии требует применения дополнительных диагностических методов, таких как:

• Кольпоскопия – осмотр стенок влагалища и шейки матки с помощью специального прибора – кольпоскопа со встроенными линзами. Исследование позволяет увеличить изображение в несколько десятков раз.
  • Цитологическое исследование / РАР-тест – выявляет наличие атипических клеток в исследуемом образце биоматериала.
  • Биопсия – методика гистологического исследования небольшого участка ткани, взятого из зоны поражения слизистой оболочки.

Опасность эрозии – инфицирование дефекта слизистой оболочки, которое может распространиться на такие органы, как матка и ее придатки. Эрозия – фоновое заболевание. Длительное игнорирование лечения приводит к высокому риску онкологической патологии. Прежде чем приступить к лечению, необходимо санирование влагалища (устранение патологических микроорганизмов, если таковые имеются по результату бактериологического анализа).

Методы лечения:

• Консервативное (медикаментозное) – дефект обрабатывают тампоном, смоченным в лекарственном растворе, эффект обеспечивается деструкцией пораженных клеток. Может понадобиться несколько визитов к доктору.
  • Диатермокоагуляция – на зону эрозии влияют высокочастотным током с помощью специальных электродов. Этот метод показан женщинам, имеющим детей, так как вызывает сужение цервикального канала. Это может стать препятствием для зачатия и проблемой во время родов.
  • Радиоволновая терапия – использование высокочастотного тока для деструкции и одновременной коагуляции тканей. Щадящий метод для девушек детородного возраста. Процедура безопасна, малотравматична, высокоэффективна.
  • Лечение лазером – на эрозию воздействуют пучком лазерного света бесконтактно. Здоровые ткани при этом не вовлекаются в процесс деструкции. Лазер не оставляет рубцов и шрамов, поэтому используется в том числе для нерожавших девушек.
  • Криодеструкция – обработка патологических тканей жидким азотом, не затрагивая здоровых участков пораженного органа.
  • Аргоноплазменная коагуляция – новый метод в медицине, в основе которого – использование радиоволн, усиленных аргоном. Процедура позволяет избирательно удалить пораженные ткани, не травмируя здоровые участки.
  • Хирургическое лечение – очень травматичный подход к терапии. Для его проведения необходимы прямые показания. Хирургический метод противопоказан женщинам, планирующим беременность.
  • Фитотерапия – используется редко, в случае поверхностной эрозии небольшого размера. Примером может быть спринцевание настойкой календулы или применение тампонов с облепихой.

Своевременно выявленная эрозия шейки матки – залог успешной терапии. Лечение эрозии любого типа с применением современных малотравматичных методов проводится в Центре Гинекологии Санкт-Петербурга. Обратившись в наш Центр, вы можете быть уверены в быстром, комфортном и профессиональном решении проблем женского здоровья.