Патология молочной железы – проблема, с которой может столкнуться любая женщина. Заболевания груди могут возникнуть в любом возрасте, поэтому необходимо внимательно относиться к своему здоровью, регулярно посещать врачей для прохождения медицинского осмотра. Ранняя диагностика и своевременное лечение – залог благоприятного прогноза при развитии заболеваний груди. Проблемами женской молочной железы занимается отдельная отрасль медицины – маммология.

Что такое маммология?

Маммология занимается диагностикой и лечением заболеваний молочных желез, тесно переплетаясь с гинекологией, онкологией и эндокринологией. Эта сфера медицины изучает влияние различных факторов на организм женщины, которые впоследствии могут вызывать патологию груди. Регулярно посещать маммолога должна каждая женщина, следящая за своим здоровьем.

Причины возникновения патологий молочной железы:

• Травмы – могут возникнуть как при прямом механическом воздействии, так и вследствие длительного трения бюстгальтером или другими предметами.
  • Гормональные нарушения – молочная железа чувствительна к любым изменениям гормонального фона женщины. Сбой баланса половых гормонов, нарушения работы щитовидной железы негативно отражаются на состоянии груди.
  • Нездоровый образ жизни – стрессы, вредные привычки, нерациональное питание.
  • Аборты, сопутствующая патология органов малого таза – эти состояния приводят к серьезным нарушениям гормонального фона, что способствует образованию уплотнений, воспалений, новообразований.
  • Длительный прием некоторых медикаментозных препаратов – в первую очередь оральных контрацептивов, глюкокортикостероидов, гормонов щитовидной железы.
  • Наследственная склонность – если в семье пациентки были женщины, страдающие онкологией груди, высока вероятность развития рака молочной железы.

При наличии одного из этих факторов необходимо обратиться к врачу. Кроме всего прочего, женщинам старше 45 лет настоятельно рекомендуется проходить профилактические осмотры у маммолога не реже одного раза в год.

Когда нужно обратиться в отделение маммологии?

Записаться на прием в отделение маммологии Центра Гинекологии следует при наличии таких характерных признаков:

• боль, неприятные ощущения в области молочной железы;
  • выделения из сосков различного характера (прозрачные, гнойные, кровянистые, творожистые);
  • уплотнения, определяемые при пальпации и осмотре;
  • последствия ударов и ушибов (гематомы, ссадины, повреждения кожных покровов);
  • появление сыпи, наличие жжения, зуда, раздражения на коже;
  • изменения цвета кожи, повышение местной температуры в области груди;
  • увеличение лимфатических узлов, расположенных в подмышечных впадинах;
  • нарушения лактации в послеродовом периоде (недостаточная или избыточная секреция грудного молока, застой).

Любые неприятные ощущения, уплотнения, боль в зоне груди, подмышечной области – повод для незамедлительного обращения к доктору.

Заболевания, которые лечит маммология

Эта сфера медицины занимается диагностикой и лечением таких патологических состояний:

• Мастит – распространённая болезнь, развивающаяся у молодых мам в лактационный период. Это воспаление молочной железы в результате проникновения бактерий. Осложняется этот процесс застоем молока.
  • Галакторея – при развитии этой патологии нарушаются процессы образования гормона пролактина. Пациенты при этом отмечают выделение молока и молозива из сосков у женщин в период, не связанный с кормлением ребенка.
  • Мастопатия – это совокупность патологических процессов, характеризующихся разрастанием ткани груди. Для болезни характерно появление уплотнений и кист. Болезнь доброкачественная, но считается фоновым заболеванием, способствующим развитию онкологической патологии.
  • Фиброма – доброкачественное опухолевое образование. Возникает обычно при гормональном дисбалансе, климаксе, беременности. Наощупь новообразование плотное. Пациентка может самостоятельно определить фиброму при пальпации груди.
  • Рак молочной железы – тяжелое онкологическое заболевание. Одна из основных причин смерти женщин репродуктивного возраста. При своевременном обращении в отделение маммологии прогноз для пациентки положительный.

Современные методы диагностики и лечения в маммологии

На начальном этапе врач проводит первичный опрос и осмотр пациентки. Далее обязательно назначается ультразвуковое исследование. Если есть изменения, то для более точной диагностики используется маммография – рентгенологическое высокоинформативное обследование молочных желез. Если есть основания предполагать онкологию, проводят биопсию тканей из очага патологического процесса, определяют онкомаркеры в крови.

Медицина использует два подхода к лечению патологий молочной железы:

• Медикаментозная терапия – выбор лекарственных препаратов зависит от причины возникновения болезни. Медикаментозное лечение может включать коррекцию гормональных нарушений, антибиотикотерапию, витаминотерапию, химиотерапию, симптоматическое лечение.
  • Хирургические методы  – обычно направлены на удаление новообразований, формирующихся в железистой ткани.

Центр Гинекологии в Санкт-Петербурге обеспечит своевременную диагностику и квалифицированный подход врача-маммолога к решению проблемы благодаря новейшему оборудованию, высокому качеству медицинского сервиса.