Врач-эндокринолог – это специалист, который занимается диагностикой и лечением заболеваний органов эндокринной системы человека. В связи с тем, что гормоны регулируют течение многих процессов жизнедеятельности организма, спектр эндокринологических патологий очень широк.

Для оценки морфологического и функционального состояния желез внутренней секреции пациенту необходимо записаться на прием эндокринолога с УЗИ. Ультразвуковая диагностика позволяет определить воспалительные, опухолевые, аутоиммунные поражения эндокринных органов и тканей.

Когда необходимо записаться на прием эндокринолога с УЗИ?

К эндокринным органам человека относят гипофиз, гипоталамус, шишковидное тело, поджелудочную, щитовидную и паращитовидные железы, надпочечники и яичники у женщин. Нарушение работы любого из перечисленных органов может стать причиной обращения к эндокринологу и проведения соответствующего УЗИ. Записаться на прием к врачу этого профиля следует при наличии таких симптомов:

• синдром хронической усталости, постоянное ощущение слабости, снижение трудоспособности;
  • признаки тремора конечностей;
  • резкое изменение массы тела без видимых причин – похудение или набор веса без изменения пищевого поведения;
  • нарушения менструального цикла любого типа (аменорея, гиперменорея, гипоменорея, меноррагия, полименорея, олигоменорея);
  • расстройства терморегуляции, которые проявляются повышенной потливостью, приливами, резким ощущением холода или жара;
  • отсутствие аппетита или, наоборот, повышенный аппетит без изменения физической активности;
  • нарушения процессов пищеварения – диарея, запоры, тошнота, рвота и т.д.;
  • ненаступление беременности при длительном ведении сексуальной жизни без контрацепции;
  • ухудшение состояния волос, ногтей, костей, кожи;
  • учащенное мочеиспускание, отеки, постоянное чувство жажды.

Очень важно пройти консультацию эндокринолога с ультразвуковой диагностикой в процессе планирования беременности. Также эта процедура важна при правильном подборе метода контрацепции, при наступлении климакса, в возрасте больше 45-50 лет в качестве профилактического мероприятия.

Как проходит прием эндокринолога с УЗИ?

К посещению эндокринолога не требуется специальная подготовка. Прием этого врача проводится в несколько этапов:

• Сбор анамнеза. Консультация начинается с подробного опроса пациента. Врач уточняет жалобы, симптомы, наличие хронических заболеваний, операций, травм в анамнезе. Если консультация касается репродуктивной функции женщины, уточняются вопросы относительно менструального цикла пациентки. Важно сообщить врачу обо всех лекарственных препаратах, которые принимает человек.
  • Осмотр и пальпация (ощупывание). Пальпация в первую очередь эффективна в отношении щитовидной железы. При ощупывании врач оценивает размер органа, структуру тканей, расположение железы и ее форму. Также эндокринолог оценивает состояние подчелюстных, подмышечных, паховых лимфоузлов. В некоторых случаях требуется дополнительный осмотр половых органов.
  • Замеры. Для оценки общего состояния организма пациента проводятся изменения артериального давления, температуры тела, частоты сердечных сокращений. Все эти показатели могут указывать на нарушения метаболизма, связанные с гормональными сбоями.
  • УЗИ. Ультразвуковая диагностика проводится в соответствии с предварительным диагнозом и подозрениями эндокринолога. Если в ходе опроса и осмотра пациента у врача возникает подозрение на патологию щитовидной железы, проводят УЗИ этого органа. Также ультразвуковой диагностики могут подвергаться поджелудочная железа, надпочечники, яичники. В последнем случае проводят УЗИ органов малого таза.

Ключевую роль в диагностике нарушений гормонального фона играют лабораторные анализы, в частности исследование гормонального профиля. Направление на анализ также дает врач-эндокринолог.

Преимущества УЗИ в диагностике эндокринных патологий

Ультразвуковые исследования позволяют определить широкий спектр эндокринных патологий. Проводя диагностику, специалист может визуально оценить состояние желез внутренней секреции. Во время УЗИ проверяется расположение органа, его форма и точные размеры. Оценивая эхогенность эндокринных тканей, врач может изучить структуру органа. Это помогает диагностировать воспалительные процессы, патологические включения, новообразования, некрозы.

Важный параметр УЗИ желез внутренней секреции – размеры эндокринного органа. При увеличении размеров железы может наблюдаться гиперсекреция гормона, в то время как уменьшение органа нередко сопровождается дефицитом гормональных факторов. На основе этого параметра подбирается гормонотерапия, назначается лечение, в том числе и оперативное.

Также в ходе УЗИ врач оценивает контуры железы. Этот параметр играет ключевую роль в диагностике доброкачественных и злокачественных новообразований.

Преимущества ультразвуковой методики заключаются также в безопасности, безболезненности и неинвазивности процедуры. Пациенту не требуется специальная подготовка, полностью отсутствует восстановительный период. При этом диагностическая ценность методики очень высока.

Прием эндокринолога с УЗИ – ключевая диагностическая процедура для выявления и лечения заболеваний, связанных с нарушением гормонального фона. Получить консультацию квалифицированного специалиста, а также пройти весь комплекс лабораторных и аппаратных исследований можно в Центре женского здоровья в Санкт-Петербурге на Шуваловском.