Регулярное посещение гинеколога входит в перечень обязательных медицинских консультаций, которые рекомендованы женщинам в профилактических целях. При наличии признаков патологического процесса половой и репродуктивной системы женщины, прием гинеколога может быть дополнен ультразвуковым исследованием (УЗИ) органов малого таза.

Прием гинеколога с УЗИ

Прием гинеколога с УЗИ позволяет врачу провести визуальный осмотр внутренних органов половой системы, что необходимо для диагностики широкого спектра гинекологических заболеваний. В силу безопасности и высокой диагностической ценности УЗИ, его нередко проводят в ходе регулярного профилактического осмотра женщин у гинеколога.

Кому показан прием гинеколога с УЗИ?

Решение о необходимости проведения ультразвукового исследования органов малого таза принимает гинеколог. УЗИ назначают при подозрении на гинекологические заболевания, которые проявляются следующими симптомами:

• нарушения менструального цикла любого характера;
  • тянущие, схваткообразные, ноющие, острые, тупые боли внизу живота;
  • ненаступление беременности при ведении активной половой жизни без контрацепции в течение более чем одного года;
  • патологические выделения из влагалища;
  • подозрения гинеколога на опухолевые, онкологические, воспалительные, спаечные процессы в органах малого таза;
  • неприятные ощущения во время полового акта;
  • травмы области малого таза.

Во время классического гинекологического осмотра на кресле врач может визуально оценить состояние наружных половых органов женщины (вульвы), влагалища, шейки матки и цервикального канала. Пальпация через переднюю брюшную стенку помогает гинекологу оценить размеры и расположение матки, маточных труб и яичников.

Проведение УЗИ позволяет полноценно визуализировать состояние этих внутренних органов, выявить патологии тканей, новообразования. Также при проведении УЗИ органов малого таза врач может исследовать мочевой пузырь и прямую кишку пациентки.

Когда необходимо записаться на прием гинеколога с УЗИ?

Если проведение гинекологического осмотра с УЗИ планируется заранее, следует записаться к врачу на 7-10 день менструального цикла. В этот период исследование наиболее информативно в отношении патологий матки и ее придатков. Когда врач подозревает у пациентки эндометриоз, прием назначают непосредственно перед месячными.

В случае, если обследование проводится по причине бесплодия, оптимальный период проведения УЗИ малого таза – 14-16 день менструального цикла. В этот период специалист может провести оценку фолликулогенеза, отследить наступление овуляции.

Прием гинеколога с УЗИ проводится также для подтверждения факта беременности. Далее во время беременности УЗИ проводятся строго по графику. Первое ультразвуковое обследование назначается на 10-14 неделе беременности. Второй раз прием врача с УЗИ проводится в период с 20-ой по 24-ую недели.

Последний раз ультразвук в диагностике беременности применяют на 34-35 неделе. При этом в любой момент, при наличии симптомов и показаний, врач может направить женщину на дополнительное ультразвуковое обследование. Это не наносит вреда здоровью малыша и мамы.

Как проходит прием гинеколога с УЗИ?

Прием гинеколога с ультразвуковым исследованием состоит из нескольких последовательных этапов:

1. Этап 1 – Сбор анамнеза. Опрос пациентки проводится максимально деликатно. Врачу необходимо честно и максимально подробно рассказать все, что касается менструального цикла – в каком возрасте начались первые месячные, какова продолжительность менструального цикла, часто ли бывают задержки и сбои, когда были последние месячные. Также врач задаст вопросы относительно половой жизни женщины – в каком возрасте произошел первый интимный контакт, количество половых партнеров, какой метод контрацепции используется, планируется ли в ближайшее время беременность. Гинекологу также необходимо сообщить обо всех беременностях в прошлом, и чем они закончились (роды, аборты, выкидыши). Если в анамнезе женщины были какие-либо гинекологические заболевания и операции на малом тазу, эту информацию также важно сообщить врачу.
  2. Этап 2 – Внешний осмотр. Начинается внешний осмотр гинеколога с оценки состояния молочных желез. Женщина сначала осматривается в положении стоя, после чего грудь прощупывается в положении лежа на спине. Врач проверяет кожные покровы, исключает наличие уплотнений молочной железы, оценивает состояние подмышечных лимфатических узлов. Если выявлены любые отклонения, пациентка направляется на консультацию маммолога. Далее переходят к осмотру наружных половых органов – вульвы. Оценивают состояние кожных покровов и слизистых оболочек малых и больших половых губ, клитора, уздечки, входа во влагалище. При внешнем осмотре врач может выявить покраснения, раздражения, механические повреждения тканей, патологические выделения.
  3. Этап 3 – Внутренний гинекологический осмотр. Эта часть гинекологического осмотра предполагает использование специальных инструментов – вагинальных зеркал разного размера и формы. Зеркала с расширителями вводятся во влагалище для осмотра слизистой оболочки вагинальных стенок и шейки матки. Это позволяет увидеть воспалительные процессы, признаки эрозии, эндометриоза, эктопии, лейкоплакии, новообразований. Если осмотр проводится профессионально, женщина не испытывает боли. После осмотра при помощи зеркал переходят к забору мазков и соскобов для проведения лабораторных исследований. Завершается внутренний гинекологический осмотр бимануальным (двуручным) исследованием. При этом врач одну руку аккуратно вводит во влагалище, а второй прощупывает матку и ее придатки через переднюю брюшную стенку. Это позволяет оценить размеры, расположение, структуру матки, яичников и маточных труб. Если девушка еще не ведет сексуальную жизнь, внутренний гинекологический осмотр проводится аккуратно, без использования зеркал, чтобы сохранить целостность девственной плевы.
  4. Этап 4 – Кольпоскопия. В некоторых случаях для проведения дополнительной диагностики используют специальный оптический прибор с подсветкой – кольпоскоп. Он позволяет в увеличенном формате осмотреть слизистую оболочку стенок влагалища и шейки матки.
  5. Этап 5 – УЗИ органов малого таза. Гинекологическое УЗИ может проводиться трансабдоминально (через переднюю брюшную стенку) или трансвагинально (при помощи вагинального датчика). В первом случае женщина ложится на кушетку и обнажает живот. На кожу передней брюшной стенки наносится специальный гель на водной основе, который облегчает прохождение ультразвуковых лучей. Далее специалист водит по животу ультразвуковым датчиком, просматривая изображение на мониторе. На экран выводится картинка, на которой можно визуально осмотреть матку, яичники, фаллопиевы трубы, мочевой пузырь и прямую кишку. Проведение трансвагинального УЗИ предполагает введение тонкого длинного датчика во влагалище. Женщина при этом также не испытывает боли и дискомфорта. Трансвагинальное УЗИ считается более информативным, поскольку обеспечивает лучший визуальный обзор органов малого таза.

После проведения всех этих этапов врач-гинеколог сопоставляет результаты опроса, осмотров, ультразвукового обследования и лабораторной диагностики. На основании этих данных пациентке ставится окончательный диагноз и назначается терапевтическая схема.

Подготовка к осмотру у гинеколога с УЗИ

Для достижения максимальной точности диагностики гинекологических заболеваний перед приемом гинеколога необходимо подготовиться. Если планируется проведение УЗИ, женщине стоит уточнить у врача, каким образом будет проходить обследование. Эксперты называют такие рекомендации по подготовке к приему гинеколога с УЗИ:

• Перед гинекологическим осмотром следует принять душ без косметических и антисептических средств. Также за несколько дней необходимо отказаться от спринцеваний. Эти меры могут затруднить диагностику половых инфекций.
  • Если пациентка не страдает тяжелыми хроническими или острыми патологиями, необходимо отказаться от употребления лекарственных средств за 10-12 дней до посещения врача. Особенно это касается антибактериальных и гормональных препаратов.
  • За несколько дней до приема нежелательно заниматься сексом. Даже защищенный половой контакт меняет микрофлору влагалища за счет смазок, специальных составов, нанесенных на презерватив, собственных выделений женщины.
  • За 2-3 дня до проведения УЗИ органов малого таза желательно отказаться от употребления продуктов питания, способствующих повышенному газообразованию в кишечнике. Скопление газов затрудняет визуализацию органов.
  • Если УЗИ проводится трансабдоминально, перед процедурой необходимо выпить около полулитра чистой воды для наполнения мочевого пузыря.
  • В случае трансвагинального УЗИ мочевой пузырь, напротив, следует опорожнить.

Прием гинеколога с УЗИ позволяет диагностировать широкий спектр заболеваний половой и репродуктивной функции женщины. В ходе такого расширенного обследования врач может диагностировать болезни воспалительного характера, новообразования, эрозии, эндометриоз, аномалии развития органов малого таза, эндокринные нарушения и т.д.

Получить помощь квалифицированных врачей-гинекологов и специалистов ультразвуковой диагностики можно, обратившись в Центр женского здоровья в Санкт-Петербурге на Шуваловском.