Молочная железа считается одним из наиболее уязвимых органов в организме женщины, поскольку ее развитие и здоровье полностью зависит от происходящих в организме гормональных процессов. Патологические нарушения в молочных железах возникают, как только нарушается продуцирование эстрогенов, прогестеронов, кортикостероидов, инсулина и т.д. Каждая женщина после 18 лет должна ежегодно посещать профильного врача.

Медицинский специалист, который занимается терапией и профилактикой заболеваний молочных желез, называется маммолог. Консультация этого врача, дополненная УЗИ, позволяет на ранних стадиях диагностировать патологии груди различного характера.

Когда нужно записаться на прием?

Кроме плановых ежегодных посещений, к врачу-маммологу необходимо обратиться за консультацией, если возникли такие симптомы:

• боли, которые не угасают после месячных;
  • ощущение распирания, жжения, покалывания в груди;
  • внешние изменения (появление асимметрии сосков или груди, изменение формы и размера);
  • появление визуально заметных шишек или впадин на поверхности груди;
  • деформация ареолы и соска, изменение их цвета;
  • патологические выделения из сосков (кроме молока и молозива);
  • обнаружение узелковых образований при самостоятельном осмотре;
  • появление воспалений, язв, сыпи, фурункулов, гематом на кожных покровах молочных желез;
  • появление творожистых выделений в период кормления грудью;
  • увеличение лимфатических узлов в области грудной клетки;
  • визуальное увеличение сосудов кровеносного русла.

Пройти осмотр маммолога также может потребоваться по направлению других врачей. Например, гинеколог может направить пациентку на осмотр после выкидыша, абортов, тяжелых родов. Хирург – при перенесении серьезных травм грудной клетки.

Вопреки распространенному мнению, что маммолог – это исключительно женский врач, консультация этого специалиста может понадобиться и мужчинам. Записаться на прием мужчинам необходимо в таких случаях: появление болей, уплотнений, резей, выделений из сосков, патологий кожных покровов груди (язвы, фурункулы, сыпь, синяки).

Как подготовиться к приему с УЗИ?

Подготовка к приему маммолога начинается прежде всего с психологического настроя. Многие женщины годами откладывают визит к специалисту из-за страхов, тревог, сомнений. Первая мысль, которая приходит большинству женщин, после обнаружения тревожных симптомов – рак молочной железы. Услышать такой диагноз непросто, однако современная медицина позволяет успешно бороться с этим заболеванием на ранних стадиях. Поэтому не стоит откладывать посещение маммолога с проведением УЗИ, ведь это может отнять важное время.

Следующий этап подготовки – личная гигиена. Перед посещением специалиста необходимо тщательно вымыть грудь. В день консультации следует отказаться от использования туалетной воды и антиперспирантов с сильным запахом. Также необходимо правильно запланировать запись к врачу – наиболее информативные дни для осмотра маммолога – 5-12 день менструального цикла. Именно в этот период влияние гормонального фона минимально, а результаты обследования наиболее достоверны. При неотложных состояниях и ярко выраженных симптомах консультация проводится в любое время.

Как проходит прием?

Консультация специалиста начинается с опроса пациента, сбора анамнеза. Врач уточняет симптоматический комплекс и проявления болезни, которые беспокоят пациента. После беседы маммолог переходит к визуальному осмотру молочных желез.

Осмотр специалиста обязательно проходит при хорошем освещении, что позволяет не упустить даже начальные проявления болезни. В процессе визуального осмотра врач оценивает:

• размеры и форму груди;
  • симметричность сосков, грудной железы, ареолы;
  • четкость контуров;
  • состояние кожи молочных желез (цвет, гладкость, присутствие отечности, высыпаний, др.).

Во время визуального осмотра пациентке необходимо будет сменить несколько положений. Первое положение – стоя, руки расположены вдоль туловища. Второе положение – стоя, руки вверху, ладони заведены за голову. Следующий этап – пальпация. Прощупывание груди проводится в положениях «лежа на спине», «стоя, руки вверху, ладони заведены за голову». В процессе контактного исследования доктор оценивает такие характеристики, как чувствительность, консистенция, однородность молочных желез, эластичность поверхности кожи, наличие узелков, уплотнений, других патологических образований. В ходе пальпации врач может обнаружить выделение жидкости из сосков, оценить размер и состояние лимфоузлов.

Ультразвуковое исследование груди

При выявлении отклонений от нормальных показателей или подозрении на развитие патологических процессов маммолог направит пациентку на ультразвуковое исследование грудных желез. Пациентов старшей возрастной группы направляют на маммографию, поскольку это исследование более информативно после того, как женщине исполнилось 40 лет. Если ультразвук подтверждает патологический процесс в молочных железах, пациенту могут быть назначены дополнительные лабораторные анализы (ОАК, ОАМ, цитологические исследования, кровь на онкомаркеры) и инструментальные обследования (КТ, МРТ, сцинтиграфия) для уточнения диагноза.

УЗИ молочных желез – это безопасная, информативная и безболезненная диагностическая процедура, которая позволяет выявить практически все патологии груди. Ультразвуковое исследование помогает диагностировать такие серьезные заболевания, как мастит, гнойный абсцесс, инфекционные очаги, фиброаденома, злокачественные опухоли. Прямыми показаниями для проведения УЗИ грудной железы считаются:

• тяжелые травмы, ушибы;
  • подозрение на образование кист (может возникнуть у врача при пальпации);
  • нарушение функции яичников;
  • подозрение на злокачественные новообразования;
  • индивидуальный подбор гормональных контрацептивов;
  • уплотнения, болевые ощущения в молочных железах;
  • деформация сосков;
  • подготовка к операции по увеличению/уменьшению груди.

Ультразвуковое обследование грудной железы желательно проводить до 10 дня менструального цикла (кроме срочных состояний). Исследование проводится с помощью ультразвукового аппарата, который сканирует структуру молочной железы. Пациентка располагается на кушетке в положении «лежа на спине, руки подняты и заведены за голову». Такое положение позволяет неподвижно зафиксировать грудь, растянуть грудные мышцы. Исследуемую зону покрывают специальным гелем-проводником и осматривают с помощью аппаратного датчика. Он должен располагаться перпендикулярно к объекту исследования и максимально легко прикасаться к груди (чтобы не деформировать ткани). Результаты сканирования отображаются на мониторе и фиксируются документально.

Медицинский центр «Гинклиник» приглашает пациентов на плановые и срочные осмотры маммолога с ультразвуковым исследованием. Наши специалисты обладают огромным опытом диагностики патологических состояний и успешного лечения тяжелых заболеваний. Мы с радостью готовы помочь избавиться от психологического и физического дискомфорта, вернуться к полноценной жизни!